Мы рождаемся с 25% синаптических связей (синапс — место контакта между двумя нейронами или между нейроном и получающей сигнал эффекторной клеткой), а 75% синапсов появляется вплоть до десятилетнего возраста. Этим человеческий мозг принципиально отличается от мозга макак и шимпанзе, которые рождаются примерно с 50% синапсов. Полное формирование мозга у обезьян завершается к концу первого года жизни, а у человека на это отводится целых десять лет.
Почему же так происходит? Этот процесс нужен для облегчения задач выбора. Синаптические контакты убираются, когда у человека появляется некий устойчивый опыт: в какой одежде удобнее ходить; что есть, чтобы не испытывать неприятных ощущений после принятия пищи; какие книги интереснее; куда сохранить информацию, чтобы ее легко было найти в нужный момент.
Ограничение выбора увеличивает скорость принятия решений, избавляя нас от ежеминутного "взвешивания" возможностей, но получается, что новые цепи синапсов не образуются, мозг входит в оптимальный режим работы, ограничивая сам себя. С годами "выбранное" закрепляется, входит в привычку, мировоззренческая картина становится незыблемой. С этой точки зрения очень интересной представляется концепция фильма "Всегда говори да" (англ. Yes Man), так как, соглашаясь на непривычное, человек может "запустить" новые синаптические цепочки.